«Психологическая помощь в Центре»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РКЦ ПМПД

СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

У нас в центре есть несколько направлений психологического сопровождения. Формат разный – индивидуальная и групповая работа с ребенком, с родителями, очная и дистанционная. Дистанционная форма очень хорошо зарекомендовала себя. Она открыла пространство поддержки для родителей из регионов. Так, у мам и пап появляется больше возможностей найти время для себя. Есть возможность услышать и приглашенных специалистов – священника, психотерапевта, психолога.

Мы стараемся услышать потребности детей и родителей. И каждый раз ищем новые формы взаимодействия. Каждый день здесь наполнен жизнью и смыслом. Общение и творчество для наших детей же важные «лекарства», как и медикаменты, физическая терапия, занятия с дефектологом и психологом. И врачи, понимая это, прописывают и такие необычные «лекарства» пациентам и их родителям.

Входят в регулярную практику общие занятия по социально-культурной адаптации и эрготерапии. Это когда обычные занятия по физической терапии, с дефектологами, психологом на один день принимают новую форму, чтобы ребенок (а заодно и его родители) приобрел новый опыт и новые навыки, которые пригодятся в жизни.

Место проведения – в зависимости от погоды – холл или беседка. У ребят и их родителей есть возможность поближе пообщаться друг с другом и с приглашенными гостями, чтобы улучшить качество жизни, снизить социальную изоляцию, расширить круг общения и репертуара социокультурных ролей.

Благодаря друзьям-волонтерам для всех детей, кто проходит абилитацию в детском паллиативном центре, открываются новые ракурсы увлечений, знакомство с разными профессиями, появляются друзья.

Социальную замкнутость помогают преодолеть творческие встречи с талантливыми людьми – это всегда шанс узнать что-то интересное, получить новые впечатления и эмоции. Мы всегда рады видеть их в центре и всегда очень признательны за время и таланты, которыми так щедро делятся волонтеры. Бывает так, что в одно время оказываются ребята с похожими заболеваниями, тогда мы определяем время занятий так, чтобы у ребят было время для общения друг с другом и гостями. Здесь все понимают, насколько это важно, и напоминают о важности участия в таких творческих занятиях.

Все эти активности направлены на снижение социальной изоляции, с которой, к сожалению, очень часто сталкиваются семьи, воспитывающие детей тяжелыми заболеваниями.

ПОДДЕРЖИВАЕМ ИНИЦИАТИВЫ

Иногда сами ребята, зная и понимая ситуацию изнутри, мечтают о том, чтобы расширить круг своего общения. И тогда вместе объединяем усилия. Так, воплотили в жизнь идею нашего пациента Павла Васильева:

– Как думаешь, как помочь людям с инвалидностью начать общаться?

Для начала им нужно общение с такими, как они, – тоже людьми с ограниченными возможностями. Поддерживать их. Мне это проще, потому что я еще три года назад ходил, общался на равных с другими людьми.

Подростки, они такие: помечтали – и сделали. В одном из мессенджеров создали группу и постепенно ее развивают. Для ребят это еще и шанс попробовать себя в разных ролях – организаторов, модераторов, инициаторов дискуссий, а возможно, и конфликтологов.

РАБОТАЕМ С ПЕРСОНАЛОМ

Обучению специалистов уделяется очень большое внимание. Формат тоже может быть разный – выездные мероприятия либо обучение без отрыва от основной деятельности. Для психолога паллиативного центра это ежедневная работа, потому что ситуации часто бывают весьма нестандартные и поддержка нужна в формате «здесь и сейчас».

Ежеквартально психологи приглашают медсестер и младших медицинских сестер по уходу стационарного отделения на практические семинары. Здесь участники имеют возможность в формате супервизии обсудить сложные случаи, понять способы взаимодействия с подопечными и их родителями. В рамках большой темы «Повышение профессиональных компетенций специалистов по уходу» (для отделения стационарной паллиативной помощи) разработаны разные тематические программы по тому, как лучше понять ребенка-пациента с разными особенностями, по способам коммуникации с детьми с разными физическими и интеллектуальными возможностями, по тому, как грамотно оказывать поддержку родителям и детям, находящимся на программе помощи в конце жизни, по тому, как находить конструктивные способы взаимодействия с родителями в сложных эмоциональных состояниях.

Одна из участниц семинара очень точно выразила смысл профессии в одном из предложений: «В добре и любви рождается искра добра – это основа любого дела. Если случилась беда с крохой, важно не остаться на острове без участия и света».

Физические терапевты периодически проводят для персонала стационарного отделения практические занятия по правильным укладкам пациентов, по безопасному перемещению детей-пациентов.