Открытый разговор
УСЛЫШАТЬ ПОДРОСТКА
«Мне хотелось бы понять, что правильно ли я делаю, что я делаю не так? Мне не хватает обратной связи от своих детей!» Родители часто озвучивают эту мысль. На самом деле общение – это целая наука. И здесь важно понять, что в общении участвуют обе стороны – и родители, и дети. И желание быть услышанными обоюдное. Говорим с Павлом и Денисом о многом – о самоопределении, о чувствах, о том, что беспокоит. В какой-то момент понимаем, что размышления ребят могут быть полезны многим людям. Ведь даже в сложных ситуациях ребята думают о том, кто рядом. Решаем делать пометки, чтобы потом опубликовать кусочки диалогов – то, то поможет родителям и детям сделать шаг к диалогу. Комментарии здесь излишни.
О том, нужно ли говорить с ребенком о болезни
У Павла неуточненный диагноз и периодически мы возвращаемся к этой теме.
–– Ты бы хотел понять, что с тобой?
– Да.
– А для чего?
– Хотя бы выяснить, это Дюшенна или Беккера. Мне кажется, болезнь Дюшенна сложнее переносится. И в более раннем возрасте проявляется. Беккера как-то намного легче переносится. И продолжительность жизни больше. Если Дюшенна, то хотя бы выяснить, какая именно разновидность, разобраться. Для некоторых даже лекарство есть.
– Ты сам узнавал про лекарство?
– Да.
Про важность принятия и поддержки
– Павел, как ты переживал, что тебе пришлось сеть в коляску?
– Я не переживал. Потому что меня мама, дедушка, бабушка поддерживали.
– А как правильно поддерживать? Как тебя поддерживали? Можешь поделиться, пожалуйста.
– Как поддерживали? Просто со мной общаются. Дедушка часто приезжает.
– То есть общаются, не делая акцент на том, что не можешь сейчас, просто как раньше общались, так общаются и сейчас?
– Да.
– Получается, взрослые, которые рядом, они приняли тебя?
– Да, очень важно, когда взрослые поддерживают.
Если я в ярости…
Сначала говорим о сложных эмоциях с Павлом.
– Я не очень часто в ярости. Если так, то я не буду не кричать, ничего. Просто попробую успокоиться. Просто я не люблю, когда на других как-то влияет.
– А что тебя может привести в это состояние ярости?
– Не знаю. У нас с братом тяжелые взаимоотношения. Бывает просто невыносимо. Он еще в 11-м классе, будет поступать – либо в армию хочет уйти. Брат просто не может принять то, что я не такой как он, например.
– И думает, что много тебе лишнего внимания? А ты почему на него проявляешь ярость?
– Если начинаем говорить, он начинает говорить, что я не прав. Начинает обзывать меня по-разному. Он считает, что только он прав.
– А что тебе помогает справиться с яростью этой ситуации, остаться при своем мнении?
– Музыку какую-нибудь можно послушать тоже. Музыка вообще универсальный инструмент.
Будем искать и другие способы.
Потом – с Денисом.
– Денис, как у тебя с яростью?
– Мне печально может быть даже больше, чем в ярости. Но с печалью попроще справиться. А злиться нет, стараюсь сдерживаться.
– А есть что-то такое, что тебя может разозлить?
– Возможно, я сам по себе сдержанный был.
– А мама, бывает, злит?
– Чуть-чуть бывает. Это, возможно, у всех бывает.
– Когда мамы бывает «слишком много в моем личном пространстве», как один парень сегодня сказал.
Если нет желания что-то делать
Денис.
– Если у меня нет желания что-либо делать… Тут я могу на время отложить. Через время сделать. Потому что необязательно торопиться. Только если не надо торопиться, то лучше оставить. В принципе, я даже могу это сделать.
– Наверное, если ты отложишь, придешь в более ресурсное состояние, тогда быстрее получится? Такая логика?
– Да, или настроение появится.
– Ты, Павел, как?
– Согласен с Денисом. Тоже на потом откладываю. Чаще всего когда устаю.
Денис: Я когда устал, то я могу попытаться доделать это до конца. Чтобы потом отдохнуть можно было побольше. Погружение может усталость перекрыть. Когда очень интересно что-то. Это надо почувствовать.
По поводу будущего
Во время абилитации для ребят устроили встречу с Викторией Тарасевич (о ней мы расскажем немного позже. Сейчас – впечатления ребят.)
– Павел, поделись, пожалуйста, своими мыслями по поводу встречи с Викой.
– Я так вдохновился, что даже хочу создать свой сайт именно для общения инвалидов, только исключительно людей с инвалидностью. Еще я начал думать, куда поступать.
– Мама сказала, что постарается помочь.
– Она сказала, что будет стараться поддержать то, что я захочу сделать. Брат в этом году поступает. Если не получится, сказал – в армию пойду. Он 9 лет не учился, за 3 года стал что-то делать.
– А сайт ты хочешь именно сайт?
– Как социальную сеть.
– Искал платформы?
– Вариантов очень много.
– Что тебе для этого нужно?
– Для этого нужно найти того, кто в этом разбирается, потому что я в этом не особо силен. В любом случае есть много возможностей.
– Как думаешь, как помочь людям с инвалидностью начать общаться?
– Им нужно для начала общение с такими, как они тоже с людьми с ограниченными возможностями. Поддерживать их. Мне это проще, потому что я 3 года назад еще ходил, общался с другими людьми. И для меня это было проще. Потому что у меня уже был какой-то представление о том, как с людьми общаться.
Помочь увидеть возможности очень важно. Именно об этом мы говорили с ребятами. В итоге наши встречи и размышления помогают Павлу определить направление для дальнейшей деятельности. Денису – помочь начать думать в этом направлении. Павлу стала очень интересной идея объединить ребят для общения в общую группу в каком-либо мессенджере. Надеемся, что мечту взрослых о том, как преодолеть барьер социальной изоляции, особенно для ребят из регионов, помогут воплотить подростки. Заодно и попробуют себя в разных ролях – организаторов, модераторов, инициаторов дискуссий, а возможно, и конфликтологов. Уверены, что у ребят все непременно получится! Нам остается пожелать им удачи в новых начинаниях!
P.S. Кстати, группа создана! Кто заинтересован, пожалуйста, обращайтесь к психологам центра.
Наталья +37529568-66-95
Антонина +37529773-56-49